Общероссийская общественная организация
членов многодетных семей

8 495 766 33 31

Почему в регионах ограничивают федеральные льготы для многодетных и дают их только малоимущим?


18.01.2017 5:28

— Согласно указу Президента РФ № 431 всем  многодетным семьям положены льготы. Могут ли регионы  ограничивать федеральные льготы и обеспечивать  мерами социальной поддержки только те многодетные семьи, которые признаны в установленном порядке малоимущими?

Отец троих детей, Томская область

1474043253

Отвечает адвокат, юрист проекта «Семьи России» Елена Фомина:

Анализ поступающих обращений на сайт общественной организации «Семьи России» позволяет сделать вывод: многие многодетные семьи жалуются на то, что региональное законодательство о мерах социальной поддержки многодетных семей противоречит федеральному.

Сегодня  этот действительно сложный вопрос  в судебной практике решается следующим образом.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга  предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Во всех регионах Российской Федерации  приняты местные законы о социальной поддержке данной категории граждан.

ВАЖНО понимать, что установление мер социальной поддержки многодетных семей, порядок их предоставления является прерогативой субъекта РФ, финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счет средств бюджета региона. Региональные органы государственной власти могут самостоятельно, в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, определить объем и виды мер поддержки многодетных семей путем принятия соответствующих правовых актов.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Частью 5 статьи 76 Конституции РФ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам  совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

ТАКИМ ОБРАЗОМ,  субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета.

В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права граждан.

Действительно, в Указе Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» указано на предоставление многодетным  семьям:

  • скидок в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
  • бесплатной выдачи лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
  • бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • приема детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • бесплатного питания (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  • бесплатного обеспечения в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • одного дня в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

 

Кроме того, пунктом   3   Указа Президента Российской Федерации     от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

Однако порядок возмещения данных расходов не разработан, финансирование предусмотренных указанным нормативным актом мер поддержки на субъекты Российской Федерации не возложено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принять нормативный правовой акт по вопросу социальной поддержки многодетных семей за счет собственных средств, самостоятельно установив объем и виды мер социальной поддержки.

Исходя, из неразрывности применения подпунктов «а» и «б» пункта 1 названного указа, предполагающих определение категории «многодетная семья» в конкретном субъекте Российской Федерации и условий, при наличии которых предоставляются предусмотренные указом льготы, принятие региональным правительством субъекта Российской Федерации, предусматривающего обеспечение мерами социальной поддержки только многодетных семей, признанных в установленном порядке малоимущими, при отсутствии федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям, у судов нет оснований согласиться с тем, что в регионе наличествует пробел в законодательном регулировании по данному вопросу.

Обращаясь с данными жалобами, многодетные семьи фактически требуют   обязать  региональные правительства издать нормативный правовой акт по установлению мер социальной поддержки для многодетных семей.   Однако  в силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в РФ осуществляется на основании ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга.

Иными словами  суды не могут  нарушать публичные права органа исполнительной власти в лице регионального правительства субъекта Российской Федерации  по решению вопросов, относящихся сугубо к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.

Однако если многодетная семья имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с региональным и федеральным законодательством, а ей неправомерно отказывают в этом, то такой отказ необходимо обжаловать в суде. Для этого необходимо официально обратиться в органы социального обеспечения с заявлением о предоставлении льгот, получить официальный ответ, обратиться к юристу за консультацией и подготовкой заявления в суд.

 

 

 



Наши партнёры:

Мы в Крыму:

Крымское региональное отделение ОООЧМС